Эффект кобры» – довольно распространенное явление в жизни общества, возникающее в результате принятия недальновидных решений, которые не учитывают все основные факторы влияния.
Обычно такие решения хоть и имеют благие цели, но сводятся на нет злоупотреблениями со стороны исполнителей, которые в первую очередь руководствуются своими личными интересами, противоречащими миссиям, возложенным на эти решения.
Идиоматическое выражение "эффект кобры" обозначает такое решение проблемы, от которого ситуация только усугубляется.
История его возникновения, в двух словах, такова:
Во времена английского колониального правления в Индии развелось огромное количество кобр. Просто спасу от них не было.
Для того, чтобы избавить страну от ядовитых тварей, правительство объявило премию за каждую голову убитой змеи.
Индийцы с радостью взялись за уничтожение кобр и приспособились неплохо на этом зарабатывать. Через некоторое время кобры почти полностью исчезли, но...
Вместе с кобрами, естественно, иссяк и источник доходов охотников за змеями.
И тогда находчивые индийцы начали разводить кобр, чтобы по-прежнему сдавать их головы в обмен на деньги.
В конце концов, премию за убитых кобр пришлось отменить.
Но к этому моменту ядовитых кобр, как, оказалось, стало даже больше, чем до объявления премии.
Источник «Оптимист» http://oppps.ru.